Об «Альбомах картографических шрифтов», хранящихся в фонде Научно-технической библиотеки ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД»
История наборного шрифта началась в 1450-е годы, когда Иоганн Генсфляйш, по прозвищу Гутенберг, объединил технологии печати, ювелирного дела и металлургии. Он изобрёл относительно простой по тем временам способ изготавливать литеры для печатания книг и других изданий. Никто сегодня не возьмется подсчитать, какое количество шрифтов было придумано с тех пор.
Оригинальное сравнение шрифта с одеждой предложили Эрик Шпикерман и Е.М. Гингер¹. Эта аналогия связана с предназначением разных видов шрифтовых гарнитур. Как человек надевает для работы строгий костюм, для занятий спортом – спортивную форму, для прогулок – рубашку и джинсы, так и различные шрифты предназначаются для разных видов изданий.
Для газет применяются шрифты определённой контрастности, ёмкости и прочих необходимых признаков, с учётом, как правило, низкого качества бумаги. Для журнальной печати на хорошей мелованной бумаге возможно использование высококонтрастных шрифтов самых разнообразных форм, в зависимости от тематики издания. В книге лучше смотрятся более традиционные, хорошо читаемые шрифты. И так для каждого издания. А если вспомнить о быстро меняющейся моде в одежде и учесть, что и в шрифтах постоянно присутствуют модные веяния, можно себе представить всё многообразие и количество применяемых форм.
С 40-х годов XVIII века в России начала складываться отечественная шрифтовая школа. Графика типографского шрифта определялась вкусами петербургской типографии Академии наук и типографии Московского университета.
Гражданский шрифт быстро вытеснил старый церковнославянский и в последующее время существенно не изменился. В середине XVIII века, в период новых веяний в области культуры, искусства и книгопечатания, появились новые виды шрифтов, среди которых имелись образцы, отличающиеся строгостью и вместе с тем живописной орнаментальностью, например – елизаветинский и академический.
Российские мастера шрифтовой графики XIX века создавали красивейшие шрифты. В Москве и Петербурге шрифты изготавливали словолитни Семёна Ревильона.
Его титульные шрифты отличались исключительным разнообразием и вычурностью. Из них наиболее распространёнными были оттенённые, каллиграфические, египетские. Собственно, это время можно считать временем зарождения шрифтовой моды и акцидентных шрифтов в современном понимании.
Но для карт изящное тонкое начертание букв, идеальное для воспроизведения гравюрой, оказалось малопригодным при фоторепродуцировании и плоской печати, поскольку тонкие линии были просто не видны или зрительно «рвались».
Красивейшие старинные карты скорее напоминали картины. На них употреблялись надписи со многими декоративными элементами. Это украшало карту, но снижало её читаемость.
Шрифты, используемые на картах для географических названий, терминов и пояснительных надписей, должны удовлетворять нескольким требованиям: быть чёткими и хорошо читаемыми на цветном фоне, убористыми (компактными), пригодными для воспроизведения при печати.
Кроме того, сами шрифты зачастую исполняют роль условных обозначений. Тогда они должны различаться по размеру, рисунку, цвету. Например, названия крупных судоходных рек подписывают синим прямым шрифтом, а несудоходных – курсивом, названия населённых пунктов разного административного значения дают шрифтами разного размера и рисунка.
В зависимости от ряда графических признаков картографические шрифты подразделяются на группы: по наклону букв – прямые (обыкновенные) и курсивные с наклонами вправо и влево; по ширине букв – узкие, нормальные и широкие; по светлоте – светлые, полужирные и жирные; по наличию подсечек. Шрифты различают ещё и по кеглю – высоте букв. Кегль измеряется в пунктах (1 пункт = 0,376 мм).
Важное качество шрифта – его эстетичность. Современный дизайн ориентируется на удобство чтения, компактность, красоту пропорций, гармоничность сочетания с другими элементами содержания карты. Для выделения названий карт или важных элементов в легенде применяют оригинальные художественные и архитектурные шрифты, в начертание которых вводятся объёмность, орнамент, цвет и штриховое оформление.
Примечательно, что для разных карт разрабатывается свой набор шрифтов. Например, для оформления карт масштаба 1:10000 используется 15 различных шрифтов, а 1:25000, 1:50000 и 1:100000 – только 11. Знаки каждого шрифта имеют характерные, только ему присущие элементы. Все буквы алфавита и цифры состоят из элементов, изменения которых в рисунке, толщине, ширине, высоте приводят к изменению шрифта.
Нанесение надписей на карту – важнейшая и сложнейшая задача. Неподготовленный человек никогда не сможет её выполнить.
Построение букв выполняется на прямой или наклонной сетке (разграфке). Разграфка состоит из двух горизонтальных линий, образующих строчки, расстояние между которыми должно соответствовать высоте букв, а также средней горизонтальной линии, необходимой для построения горизонтальных элементов в середине букв. Вертикальные или наклонные линии разграфки выполняются равными ширине буквы. Перед началом построения нужной буквы определяют толщину её основных и второстепенных элементов, затем ширину буквы, намечают опорные (ориентировочные) точки, которые служат границами элементов буквы. Построение начинают с выполнения простых вертикальных, горизонтальных и наклонных элементов прямолинейных букв, а затем выполняют построение округлых и полуокруглых элементов овальных букв, которые строятся на основе буквы «О».
Чтобы избежать оптического обмана, когда буквы одного размера кажутся ниже или уже, верхний горизонтальный элемент у букв Б, В, Г строят короче, чем нижний (на толщину линии основного элемента – 0,1 мм), а нижняя часть букв А, Ж, З, К, Х, Я выполняется на толщину основного элемента (0,1 мм) шире, чем верхняя. Верхние и нижние закругления в овальных буквах и цифрах выносятся за пределы разграфки. Средний горизонтальный элемент у букв Б, В, Ж, З, К, Н, Ы, Ь, Э, Ю и цифр 3, 5, 6, 8, 9, а также центр пересечения элементов буквы X строится выше середины строки, а у букв Ч и Р наоборот – ниже середины на ту же величину. Средний горизонтальный элемент буквы Я делают посередине, а буквы А и цифры 4 – на расстоянии 1/3 высоты буквы от нижней линии разграфки.
Интервалы между буквами в словах делают в 1/4 ширины буквы, размер может меняться в зависимости от формы букв и характера шрифта. Расстояния между буквами должны казаться одинаковыми, что определяются площадью просветов между буквами. Эти площади должны быть примерно равновеликими. Расстояние между словами делают не менее ширины одной строчной буквы, а между смежными строками – не менее высоты двух строчных букв.
На рукописных оригиналах топографических карт и планов в основном используют два вида остовных шрифтов: топографический волосной и остовный курсив. Первый применятся для подписей населённых пунктов сельского типа, пояснительных характеристик дорог, отметок высот и т.д. Остовный курсив находит применение при оформлении оригиналов топографических, сельскохозяйственных карт, землеустроительных планов для подписи вторых названий и надписей за рамками листов гидрографических объектов, объектов ландшафта, объектов почв и грунтов, а также пояснительных подписей характеристик видов объектов.
Во всех случаях необходимо, чтобы надписи размещались компактно, не пересекали друг друга, не «наползали» на другие штриховые элементы, хорошо читались на цветовом фоне, не располагались «вниз головой». Рисунок, цвет надписи и кегль должны подчёркивать значимость или величину объекта. Например, крупным прямым шрифтом подписывают столицы государств, более мелким – областные центры, курсивом – районные центры. При этом следуют определённым традициям: подписи водных объектов дают голубым цветом, форм рельефа – коричневым, населённых пунктов – чёрным. При большой плотности надписей применяют специальные алгоритмы, решающие задачу их оптимального размещения по полю карты. На некоторых картах, сильно загруженных надписями, применяют их двупланную подачу. Скажем, основные населённые пункты подписывают чёрным шрифтом, а второстепенные – серым. При первом взгляде на карту видны главные надписи, а все остальные как бы отведены на второй план.
Говорить о моде на шрифты в СССР трудно. Но при активном и масштабном картографировании страны новые шрифты оказались жизненно необходимыми. Попытки введения ГОСТа на шрифты предпринимались ещё в 30-е годы XX столетия. Для нужд картографирования разработкой шрифтов успешно занимались специалисты ЦНИИГАиК. Работы не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году вышел «Альбом шрифтов для географических карт», где впервые появились сконструированные бригадой учёных института шрифты, например «Гротеск», «Английский», «Ажурный». Они успешно используются и поныне.
В фонде Научно-технической библиотеки ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» хранятся образцы и альбомы картографических шрифтов.
Источник: https://geovestnik.ru/articles/history/ntb_cgkipd/kak_napisano_na_karte/