Ремезов, Семен Ульянович (1642 — после 1720), выдающийся картограф, зодчий, историк. Сведения биографического характера ишимского казака, затем тобольского сына боярского и, наконец, по выбору дворянина достаточно представлены лишь на период расцвета его разносторонней деятельности — на отрезок 1690-1710 гг. (выражение «сын боярский» означает не сословное происхождение, а соответствует самой младшей должности на государственной службе).
Находясь при Тобольской администрации с 1680-х гг. и занимаясь устройством новых слобод, Ремезов объездил, практически, всю Западную Сибирь, составил множество географических чертежей и отчетов с описаниями местности. Наиболее полно картографическое наследие Ремезова сохранилось в виде его трех рукописных чертежных книг: «Чертежная книга Сибири» (содержит 23 чертежа, хранится в РГБ), «Служебная чертежная книга» (содержит 50 чертежей, хранится в РНБ) и «Хорографическая чертежная книга» (164 чертежа, хранится в США). Вероятным результатом законодательного акта России 1696 г. (Полное собрание законов Российской империи, т.3, № 1532) «О снятии чертежа Сибири на холсте с показанием в оном городов, селений, народов и расстояний между урочищами» является его огромное картографическое произведение (213х277 см), выполненное на ткани в 1699 г., — «Чертеж всех сибирских градов и земель», ныне находится в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа. В некоторых архивах хранятся еще несколько единичных чертежей на бумаге его работы, например чертежи рек в фонде 192 РГАДА. Хотя на титульном листе первого атласа Ремезова, датированного 1 января 1701 г., и подчеркивается, что он составлен по указу царя Петра Алексеевича (этот указ не опубликован и пока не обнаружен), отношения автора с правительственной администрацией были не из легких, именно поэтому и неизвестна нам дата его смерти. Характер картографической манеры Ремезова своеобразен, он оказался на стыке двух «картографических» эпох — традиционной, национальной и новой, западноевропейского образца. Его произведения отражают короткий период перехода отечественной картографии от безмасштабного русского чертежа к строго метричному изображению земной поверхности по строгим математическим правилам проектирования, с указанием азимутальной ориентировки и наличием координатной сетки. Масштабные соотношения в современном понимании на чертежах Ремезова отсутствуют, хотя на многих нанесено изображение прямоугольной сетки и рамки с регулярной разграфкой, но еще без цифровых обозначений выходов широт и долгот, а на некоторых даже присутствует изображение линейного масштаба с надписью «миллиария».
Картографическое наследие Ремезова полностью посвящено отображению земель Сибири, в математико-картографическом отношении его можно поделить на четыре части (существенно различны по числу памятников). Первый раздел — чертежи всей Сибири, примерносходственный масштаб около 1: 10 млн., второй раздел — чертежи земель городов, их сходственный масштаб можно оценить величиной около 1:500 тыс. Третий раздел — ленточные чертежи рек, сходственный масштаб около 1:100 тыс. Четвертый, последний раздел — самые крупномасштабные изображения (около 1:3 тыс.), их совсем немного, почти все чертежи этой группы являются изображениями одного Тобольска. Однако и такой крупный масштаб не всегда позволяет полностью отобразить внутреннюю застройку средневекового города, сам автор, можно сказать, снимает с себя ответственность за отсутствие стопроцентной полноты отображения кратким примечанием «все поперешные улицы и переулки невместности ради описать невозможно».
При создании чертежей второй группы — изображений земель, административно подчиненных какому-либо городу, который находится, как правило, примерно в центре этой территории, Ремезов применяет своеобразный картографический прием «масштабного акцента». Хотя понятие «масштаб» к чертежам Ремезова можно отнести лишь условно, приблизительно, почти на всех чертежах этой группы (сходственный масштаб около 1:500 тыс.) собственно города отображены в 10-15 раз крупнее, что позволяет видеть характер застройки, основные сооружения, число башен и другие подробности.
Очевидно, самым старшим «по возрасту», самым древним картографическим произведением среди всех чертежей Ремезова является «Чертеж и сходство наличие земель всей Сибири Тобольского города и всех розных градов и жилищ и степи», составлен в 1673 г. при участии митрополита Сибирского и Тобольского Корнилия «по допросам дословно и хлебосольно, испытуя о всем ведомцов, бывальцов и старожилов». Некоторые исследователи называют этот чертеж первой русской тематической кapтой — картой национального состава населения. Обращает на себя внимание и еще одно обстоятельство — здесь впервые на русском географическом чертеже присутствуют два топонима западноевропейского происхождения. Почему Ремезов употребил здесь надписи «Великая Тартария» и «Великая Московия», остается загадкой.
«Служебная чертежная книга», xpaнящаяся в Петербурге, несколько отличается от других атласов Ремезова по содержанию и времени создания (1702-1730). Очевидно, часть чертежей составлена сыновьями и учениками Ремезова. В этой книге не только существенно расширены географические пределы — кроме Сибири появляется Камчатка, земли «Китайского царства, Хинского повелительства, Тартарии или великого хана повелительства», но расширяется и чисто картографическая сторона aтласа. Шире и диапазон масштабов, шире и тематика, от копий-реконструкций старых карт и карт исторических (например, «Чертеж победа на Кучума царя») до изображения «тавр» — петроглифов неизвестных народов. Впервые на русском языке здесь присутствует карта с линиями меридианов и параллелей — карта Сибири А.А. Виниуса. Последний атлас Ремезова — «Хорографическая чертежная книга» cocтавлена в 1697-1711 гг. (с 1920-х гг. принадлежит Гарвардскому университету). В этом атласе при сохранении своей графической манеры Ремезов существенно расширяет текстовую часть, добавляя к географическим описаниям территорий несколько статей теоретико-мировоззренческого характера. Изложены начала астрономии и географии, приведены схемы компаса, циркуля, графического масштаба, таблица условных знаков, даны яркие определения ряду терминов (например, «хорография — описание изрядной части Земли», «компас — сиречь матка, путь промысла пешехотцев и морехотцев», «Солнце — мерило дней жития час»).
В РГАДА хранится несколько русских reoграфических чертежей, несомнено, руки С.У. Ремезова, в частности: «Чертеж части Иртыша», «Чертеж реки Вагая от устья до вершины» и «Чертеж реки Тобола от устья до вершины». Эти отдельные чертежи рек, как и включенныe в «Хорографическую книгу», можно назвать «ленточными» картами. Укладывая русло реки на узкую длинную бумажную полосу (например, размер «Чертежа реки Тобола» 32х507 см), автор вынужден «спрямить» ее крупные изгибы, нарушить действительные геометрические очертания, в то же время последовательность притоков, взаимное расположение поселений и других объектов относительно береговой черты нанесены верно.
Oгромный массив собранных исторических сведений о картографируемых терpиториях позволил Ремезову создать и самостоятельные труды по истории края. Сохранились четыре рукописные книги Ремезова, содержание которых полностью посвящено Сибири: это – «История сибирская» (составлена в 1697 -1698), «Летопись Сибирская краткая Кунгурская» (1709-1710), «Описание о сибирских народах и граней их земель» (1697-1698), в 1964 г. в Тобольске обнaружен «Ремезовский хронограф» (около 1690 г.). Отличительной особенностью летописных работ Ремезова является их богатое насыщение рисунками-миниатюрами. В 1880 г. в Петербурге была опубликована Кунгурская летопись с факсимильным воспроизведением ее 154 иллюстраций.
Стиль зодчего С.У. Ремезова также отражает переходный период развития отечественной архитектуры от средневековья к новому времени, от вычурных форм Нарышкинского барокко к строгой регулярности нового столетия. Авторству Ремезова принадлежат два этапа сооружения каменных зданий Тобольского кремля. В 1703-1706 гг. и в 1712-1713 гг. по его проектам и под его руководством были построены Вознесенский собор, гостиный двор, казенная палата (рентерея) и приказная палата с пpичудливыми переплетениями элементов старой и новой архитектуры. Возможно, самой последней работой Ремезова явилось сооружение крепости в Омске.
В 1958 г. «Хорографическая книга» факсимильно опубликована в черно-белом варианте под названием «Атлас Сибири Ремезова» в качестве приложения к международному историко — картографическому ежегоднику «Imago Mundi». В России по инициативе Археографической комиссии Академии наук еще в 1882 г. рукописная «Чертежная книга Сибири», ныне принадлежащая фонду графа Н.П. Румянцева отдела рукописей РГБ, была издана факсимильно с приложением указателя топонимов в 5,7 тыс. названий, но лишь в две краски. В 2003 г. силами РГБ и ПКО «Картография» удалось издать, наконец, ее строго факсимильно. Возможно, в будущем появится и полное собрание произведений С.У. Ремезова, изданное факсимильно.